КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Виридиана


Русское названиеВиридиана
Оригинальное названиеViridiana
Жанрдрама
РежиссёрЛуис Буньюэль
АктёрыСильвия Пиналь
Фернандо Рей
Франсиско Рабаль
imdb_id0055601
Время90 мин.
СтранаИспания
ПродюсерГуставо Алатристе
СценаристХулио Алехандро
Луис Буньюэль
Бенито Перес Гальдос (роман)
КомпозиторГуставо Питталуга
ОператорХосе Ф. Агуайо
Год1961

«Виридиáна» (esViridiana) — кинодрама Луиса Бунюэля (1961), единственный его полнометражный сюжетный фильм, снятый в родной Испании. На фестивале в Каннах премьера фильма, в котором режиссёр поднимает запретные для франкистской Испании темы инцеста, суицида, насилия над женщиной, святотатства и шведской семьи, обернулась грандиозным скандалом, разъярила Ватикан и привела к запрету фильма в Испании на 16 лет (до самого падения франкистского режима).Жорж Садуль. Dictionary of Films. University of California Press, 1972. Page 404.

Сюжет

Виридиана (Сильвия Пиналь) — молодая послушница, мечтающая лишь о служении Богу. Перед тем, как принять постриг, она соглашается на предложение дяди, дона Хайме (Фернандо Рей), который содержал её многие годы, и приезжает на побывку к нему в дом. Дядя поражается её сходству с покойной женой, которая умерла в свадебном платье в брачную ночь, и просит Виридиану сделать ему одолжение и надеть вечером это платье. Он подсыпает ей в бокал снотворное, кладёт бесчувственную Виридиану в постель и начинает раздевать, однако, опомнившись, покидает её комнату.

Поутру дон Хайме заявляет, что во время беспамятства Виридианы был близок с ней, что, по-видимому, не соответствует действительности. Возмущённая девушка немедленно покидает его дом с намерением вернуться в монастырь, однако на вокзале ей сообщают, что дядя повесился. Виридиана возвращается домой и принимает решение «самостоятельно» творить добро, открыв в доме дона Хайме богадельню для немощных и нищих. Она не видит, что облагодетельствованные ею люмпены, которые лицемерно называют её святой, тайно посмеиваются над ней, а в её отсутствие ведут себя распущенно и нетерпимо.



Все видео

Между тем в дом прибывает красивый, энергичный и прагматичный сын дона Хайме, Хорхе (Франсиско Рабаль), со своей сожительницей. Он мечтает провести в дом электричество и наладить в имении сельскохозяйственное производство. Самоотверженная забота Виридианы о нищих вызывает у него улыбку. Поругавшись с подругой, он тайно сходится с Рамоной — верной служанкой дона Хайме. Однажды вечером, когда обитатели дома отправляются по делам в город, нищие заполоняют комнаты господ и под грохотание Генделева хора «Аллилуйя» устраивают в них разнузданную оргию. В ключевой сцене фильма безобразные, уродливые фигуры участников попойки застывают за столом в позах апостолов из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

Хорхе, Рамона и Виридиана неожиданно возвращаются домой и разгоняют незваных гостей. Двое нищих, которым благоволила Виридиана, нападают на Хорхе с ножом и пытаются изнасиловать девушку. Их спасает только своевременное прибытие полиции, которую вызвала бдительная Рамона. Оправившись от потрясения, Виридиана распускает приют и вечером присоединяется к дону Хорхе и Рамоне за карточным столом в своеобразном ménage à trois. Итог фильма: «Её стремление к идеалу, самоотверженная доброта и попытки своеобразного „хождения в народ“ терпят крах, уничтожая как личность её самое и сводя в могилу несчастного дядюшку» (Андрей Плахов).

В ролях

Анализ

Сюжетная канва фильма вольно следует одному из романов Бенито Переса Гальдоса. Многочисленны сюжетные и тематические переклички с «Назарином» и «Тристаной». Как и в названных фильмах, Бунюэль возвращается к своей любимой мысли, что «святая жизнь», которую проповедует католическая церковь, основана на вытеснении естественных человеческих потребностей, и они возвращаются в утрированной форме, приводя к катастрофическим последствиям как для самого «святого», так и для окружающих.

Вечный мизантроп и антиклерикал Бунюэль здесь максимально жестоко, при минимуме выразительных средств, в строгой, гораздо более классицистичной, чем в его последующих французских работах, манере ставит этому миру двойку. Оплеухой наотмашь он отвечает еще не избытому в те годы итальянскому неореализму с его культом честных бедняков и святых маленьких людей, святость представив как экзальтированную наивность, а бедность — как разлагающий порок.

Признание

Несмотря на отторжение консерваторов, «Виридиана» разделила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля с французским фильмом «Столь долгое отсутствие». Во многих киноведческих работах «Виридиана» рассматривается как magnum opus Бунюэля и центральное произведение испанского кинематографа в целом.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить