МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Дюфаи, Гийом


и сведение нижних голосов к сопровождению вокальной мелодии

(«Belle, que vous ay ie mesfait»).

Одно из ранних рондо Дюфаи — короткая застольная песня

Almost May, springtime... ernst stolz viols etc Illustration: The Très Riches Heures du Duc de Berry created by the Limbourg brothers is by common consent on...

Все видео

— прощание с друзьями «Adieu ces bons vins de Lannoys»

(«Прощайте, добрые вина Ланнуа»). Её мелодия проста,

близка бытовой музыке. Тип таких французских песен подготовлен

ещё трубадурами.

Французская традиция ощущается в балладе «La belle se siet».

Здесь две вокальные партии поддержаны простой опорой баса.

Два верхних голоса начинают «рассказ» о красотке,

которая плачет и вздыхает… Речитация верхнего голоса:

«Отец её спрашивает: „Что с вами, дочка?“»;

затем эта же фраза проходит в контратеноре.

Оба голоса: «Желаете ли вы мужа, мужа, мужа или господина?»

Примерами песен, в которых одному из голосов поручено ведение

лирической мелодии, а другим — поддержка и «инструментальное»

сопровождение, могут служить рондо «Helas, ma dame»

(«Увы, моя дама») и «Donna i ardenti».

Мотеты

Мотеты Дюфаи очень разнообразны: есть большие полифонические

композиции на два или три текста одновременно и

камерные вокальные произведения с выделением верхнего голоса,

есть мотеты на основе cantus firmus’a, на каноническую

тему-мелодию (из антифона, респонсория и т. п.),

выдержанные в строгом полифоническом складе,

и мотеты с независимыми свободными голосами,

не связанные заимствованным тематизмом,

лирические и торжественные. Чаще всего

Дюфаи создаёт мотеты для четырёх голосов, реже — для трёх,

в виде исключения — для пяти (при двух или трёх текстах).

Почти все мотеты написаны на латинский текст.

Один духовный мотет, из числа посвящённых Деве Марии,

создан Дюфаи на итальянский текст VIII канцоны Петрарки

(«Vergine bella»).

«Песенные мотеты» Дюфаи от собственно полифонического мотета

отличали тесная связь мелодии с текстом, выразительность и

образность, подчинённость нижних голосов верхнему, развёртывание

формы из нескольких «строф» без повторений до значительного

объёма (вдвое и втрое больше среднего объёма песен у Дюфаи).

Песенный мотет «О beate Sebastiane» («О, блаженный Себастьян»)

написан во время эпидемии чумы в Риме.

Текст широко распет в верхнем голосе, молящем

об избавлении. Нижний голос (контратенор) носит скорее

инструментальный характер. В соотношениях тенора и

контратенора заметна изоритмия, её Дюфаи использует для

«скрепления» формы.

Инципиты нескольких известных мотетов Дюфаи:

  • «Nuper rosarum flores» (к освящению кафедрального собора во Флоренции),
  • «Ave Regina coelorum» (на текст известного богородичного антифона «Радуйся, Царица небесная»),
  • «Ecclesiae militantis» («Церкви воинствующей»),
  • «Alma redemptoris mater» (на текст известного богородичного антифона «Благодатная Матерь Спасителя»),
  • «Vasilissa ergo gaude» (для К. Малатеста в связи со свадебным торжеством).

Мессы

Дюфаи утвердил четырёхголосную мессу в качестве главного

жанра нидерландской полифонии. Cantus firmus, проходящий

в партии тенора и объединяющий все части мессы, теперь не

обязательно григорианский хорал, мелодия часто заимствуется из

популярных светских песен. Таковы мессы «L’homme armé»

(на мотив популярной песни «Вооружённый человек») и «Se la face

ay pale» (на мелодию самого Дюфаи «Её личико побледнело»).

Дюфаи внес в мессу много нового: гораздо шире развернул

композицию цикла, стремился к единству произведения

в целом, а не только в пределах каждой части,

используя интонационные связи, варьирование уже прозвучавшего,

имитации, каноны, разработал основы многоголосия. В пределах

хора a cappella Дюфаи пробовал последовательное

скандирование текста в быстром темпе (в Credo),

хорально-аккордовое изложение в больших масштабах

(в Gloria), очень широкие распевы слов и слогов.

Дюфаи написал девять полных месс и значительное количество их

частей, которые иногда соединены по две или по три, а в

остальных случаях существуют как единичные. Циклические мессы

принято располагать во времени таким образом: к раннему

периоду (1426—1428) относят мессы «Sine nomine», «Sancti

Jacobi» и «Sancti Antonii Viennensis», к 1440—1450

годам мессы «Caput» (авторство Дюфаи оспаривается), «La mort de Saint Gothard», «L’homme

armé», «Se la face ay pale», примерно

к 1463—1465 годам мессы «Ессе ancilla Domini» и «Ave

Regina coelorum».

В качестве cantus firmus крупной четырехголосной мессы

«Se la face ay pale» Дюфаи взял средний голос своей трёхголосной

песни. Из мелодии объёмом всего в 30 тактов он сумел

построить грандиозное произведение: мелодия песни проходит

в начале и в конце Kyrie и Agnus Dei, слышна

в Sanctus, а в Gloria и Credo тема проводится по три

раза. Регистр мелодии песни сохранился, но в мессе она

изложена крупными длительностями и её заслоняют другие, более

подвижные голоса.

Сочинения

  • Guillaume Dufay, Opera omnia (collected works in six volumes), ed. Heinrich Besseler with revisions by David Fallows // Corpus mensurabilis musicae (CMM) 1, American Institute of Musicology, 1951-1995

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить