МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Окегем, Йоханнес


Окегема часто характеризуют как «направленную в бесконечность»,

«парящую» в несколько отрешённой образной среде.

В отличие от музыки Дюфаи, она меньше связана с текстом,

Kyrie from Missa Prolationum by Johannes Ockeghem, in the wonderful rendition of Hilliard Ensemble. Scores are in modern notation!

Все видео

богата распевами, импровизационна, экспрессивна.

Окегем часто включает в свои произведения имитации

и каноны. Вместе с имитациями в приму и октаву, он использует

кварту и квинту, большинство имитаций двухголосные, но

встречаются трёхголосные, четырёхголосные и пятиголосные. Для

полифонистов XVI века будет характерна сплошная имитационность,

Окегем намечает эту перспективу. Канону как форме и принципу

полифонического движения композитор уделяет особое внимание.

Мессы

Тринадцать месс Окегема сохранились в иллюминированной рукописи XV века,

известной под названием «Chigi codex».

Среди месс преобладают четырёхголосные, есть две пятиголосные

и одна восьмиголосная.

В качестве тем месс Окегем использует народные

(«L’homme armé»), свои собственные («Ma maistresse») мелодии

или мелодии других авторов (например, Беншуа

в «De plus en plus»). Месса «Caput» написана на заключительный

мелизм (на слове «caput») сарумского антифона «Venit ad Petrum»,

(на текст Евангелия от Иоанна; Ин. 13:6-9). Есть мессы

и без заимствованных тем («Quinti toni», «Sine nomine», «Cujusvis toni»).

Месса пролаций (Missa prolationum) полностью каноническая.

В пяти её основных частях всего 15 разделов,

и каждый из них начинается пропорциональным каноном. Окегем

располагает каноны в первых десяти разделах мессы

таким образом, что интервал между вступлениями голосов последовательно

увеличивается от примы, секунды, терции и т. д. до октавы.

Месса любого тона (Missa cujusvis toni) интересна тем, что

одну и ту же музыку композитор предлагает исполнять в любом ладу:

дорийском, фригийском, лидийском или миксолидийском.

Переход в «любой тон» означает не транспозицию

в другую тональность, а именно иной лад.

При этом меняются соотношения между звуками и их функциями в ладу,

что сообщает звучанию совершенно новые свойства.

Мотеты и шансон

Мотеты и шансон Окегема непосредственно примыкают к его мессам

и отличаются от них главным образом своими масштабами. Среди

мотетов есть пышные, праздничные произведения, а также более

строгие духовные хоровые сочинения.

Тексты мотетов Окегема, как правило, посвящены Богородице: «Intemerata Dei Mater»

(«Чистая Матерь Божия»), «Ave Maria», «Salve Regina» и т. д.

Один из мотетов (не подтекстован, предположительно, для исполнения

ансамблем инструментов) «Ut heremita» (Как отшельник) содержит

тенор, который выписан только частично и снабжён непонятными знаками

и слогами. Руководствуясь скупыми и весьма двусмысленными «инструкциями»

(на латинском языке), приложенными к этому тенору, певчий должен

расшифровать его сам.

Наиболее известен праздничный благодарственный мотет «Deo gratias»

(авторство Окегема ныне оспаривается),

написанный для четырёх девятиголосных составов и потому

считающийся 36-голосный. В действительности он состоит

из четырёх девятиголосных канонов (на четыре разные темы),

которые следуют один за другим с небольшими наложениями

начала следующего на заключение предыдущего.

В местах наложения звучат 18 голосов, реального 36-голосия

в мотете нет.

Песни Окегема гораздо более полифоничны, чем песни Беншуа и даже Дюфаи,

в них мало танцевальности, лёгкости, камерной интимности.

Динамика больших мелодических волн, внеличностный характер

образности и общий склад a cappella сближает их

с мессами и мотетами. Лиризмом и камерностью выделяется песня

«Malheur me bat», ставшая вместе с «Fors seulement» очень популярной

и послужившая первоосновой для сочинений современников Окегема. Кроме них,

ныне часто исполняют шансон «Ma maistresse» («Моя госпожа») и «Prenez sur moi

vostre exemple amoureux» (представляет собой трёхголосный канон).

Политекстовое сочинение «Mort tu as navré de ton dart / Miserere», известное

также как «Плач на смерть Беншуа», совмещает в себе признаки мотета и

баллады и символически заканчивается фразой из секвенции Dies irae.

Список сочинений

  • около 14 месс (11 полностью):
    • Au travail suis,
    • Caput,
    • Cujusvis toni,
    • De plus en plus,
    • Ecce ancilla Domini,
    • Fors seulement,
    • L’homme armé,
    • Ma maistresse,
    • Mi—mi (или Quarti toni),
    • Prolationum,
    • Quinti toni,
    • Sine Nomine I (à 3),
    • Sine Nomine II (à 5),
    • Credo sine nomine (или De village),

    • Le serviteur,
    • Pour quelque paine;
  • Missa pro defunctis (первый сохранившийся многоголосный реквием в истории музыки);
  • 9—13 (по разным данным) мотетов:
    • Alma redemptoris mater,
    • Ave Maria,
    • Intemerata Dei Mater,
    • Salve Regina I;

    • Caeleste beneficium,
    • Deo gratias,
    • Gaude Maria,
    • Vivit Dominus,
    • Mort, tu as navré / Miserere (известен как Плач на смерть Беншуа, 1460),

    • Salve Regina II;
  • свыше 20 шансон
    • Aultre Venus estés,
    • Baisiés moy dont fort,
    • D’un autre amer,
    • Fors seulement l’actente,
    • Fors seulement contre,
    • Il ne m’en chault,
    • J’en ay dueil,
    • La despourveue,
    • L’autre d’antan,
    • Les desléaulx ont la saison,
    • Ma bouche rit,
    • Ma maistresse,
    • O rosa bella,
    • Prenez sur moi vostre exemple,
    • Presque transi,
    • Quant de vous seul,
    • Qu’es mi vida perguntays,
    • S’elle m’amera / Petite camusette,
    • Se vostre cuer eslongne,
    • Tant fuz gentement,
    • Ung aultre l’a,

    • Au travail suis,
    • Ce n’est pas jeu,
    • Departés vous, Malebouche,
    • Malheur me bat,
    • Quand ce viendra.

Существует множество произведений, принадлежность которых Окегему

ставится под сомнение. Некоторые анонимные шансон приписываются Окегему

на основании схожести стиля.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить