МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ
Окегем, Йоханнес
Окегема часто характеризуют как «направленную в бесконечность»,
«парящую» в несколько отрешённой образной среде.
В отличие от музыки Дюфаи, она меньше связана с текстом,
Kyrie from Missa Prolationum by Johannes Ockeghem, in the wonderful rendition of Hilliard Ensemble. Scores are in modern notation!Все видео
богата распевами, импровизационна, экспрессивна.
Окегем часто включает в свои произведения имитации
и каноны. Вместе с имитациями в приму и октаву, он использует
кварту и квинту, большинство имитаций двухголосные, но
встречаются трёхголосные, четырёхголосные и пятиголосные. Для
полифонистов XVI века будет характерна сплошная имитационность,
Окегем намечает эту перспективу. Канону как форме и принципу
полифонического движения композитор уделяет особое внимание.
Мессы
Тринадцать месс Окегема сохранились в иллюминированной рукописи XV века,
известной под названием «Chigi codex».
Среди месс преобладают четырёхголосные, есть две пятиголосные
и одна восьмиголосная.
В качестве тем месс Окегем использует народные
(«L’homme armé»), свои собственные («Ma maistresse») мелодии
или мелодии других авторов (например, Беншуа
в «De plus en plus»). Месса «Caput» написана на заключительный
мелизм (на слове «caput») сарумского антифона «Venit ad Petrum»,
(на текст Евангелия от Иоанна; Ин. 13:6-9). Есть мессы
и без заимствованных тем («Quinti toni», «Sine nomine», «Cujusvis toni»).
Месса пролаций (Missa prolationum) полностью каноническая.
В пяти её основных частях всего 15 разделов,
и каждый из них начинается пропорциональным каноном. Окегем
располагает каноны в первых десяти разделах мессы
таким образом, что интервал между вступлениями голосов последовательно
увеличивается от примы, секунды, терции и т. д. до октавы.
Месса любого тона (Missa cujusvis toni) интересна тем, что
одну и ту же музыку композитор предлагает исполнять в любом ладу:
дорийском, фригийском, лидийском или миксолидийском.
Переход в «любой тон» означает не транспозицию
в другую тональность, а именно иной лад.
При этом меняются соотношения между звуками и их функциями в ладу,
что сообщает звучанию совершенно новые свойства.
Мотеты и шансон
Мотеты и шансон Окегема непосредственно примыкают к его мессам
и отличаются от них главным образом своими масштабами. Среди
мотетов есть пышные, праздничные произведения, а также более
строгие духовные хоровые сочинения.
Тексты мотетов Окегема, как правило, посвящены Богородице: «Intemerata Dei Mater»
(«Чистая Матерь Божия»), «Ave Maria», «Salve Regina» и т. д.
Один из мотетов (не подтекстован, предположительно, для исполнения
ансамблем инструментов) «Ut heremita» (Как отшельник) содержит
тенор, который выписан только частично и снабжён непонятными знаками
и слогами. Руководствуясь скупыми и весьма двусмысленными «инструкциями»
(на латинском языке), приложенными к этому тенору, певчий должен
расшифровать его сам.
Наиболее известен праздничный благодарственный мотет «Deo gratias»
(авторство Окегема ныне оспаривается),
написанный для четырёх девятиголосных составов и потому
считающийся 36-голосный. В действительности он состоит
из четырёх девятиголосных канонов (на четыре разные темы),
которые следуют один за другим с небольшими наложениями
начала следующего на заключение предыдущего.
В местах наложения звучат 18 голосов, реального 36-голосия
в мотете нет.
Песни Окегема гораздо более полифоничны, чем песни Беншуа и даже Дюфаи,
в них мало танцевальности, лёгкости, камерной интимности.
Динамика больших мелодических волн, внеличностный характер
образности и общий склад a cappella сближает их
с мессами и мотетами. Лиризмом и камерностью выделяется песня
«Malheur me bat», ставшая вместе с «Fors seulement» очень популярной
и послужившая первоосновой для сочинений современников Окегема. Кроме них,
ныне часто исполняют шансон «Ma maistresse» («Моя госпожа») и «Prenez sur moi
vostre exemple amoureux» (представляет собой трёхголосный канон).
Политекстовое сочинение «Mort tu as navré de ton dart / Miserere», известное
также как «Плач на смерть Беншуа», совмещает в себе признаки мотета и
баллады и символически заканчивается фразой из секвенции Dies irae.
Список сочинений
- около 14 месс (11 полностью):
- Au travail suis,
- Caput,
- Cujusvis toni,
- De plus en plus,
- Ecce ancilla Domini,
- Fors seulement,
- L’homme armé,
- Ma maistresse,
- Mi—mi (или Quarti toni),
- Prolationum,
- Quinti toni,
- Sine Nomine I (à 3),
- Sine Nomine II (à 5),
- Credo sine nomine (или De village),
- Le serviteur,
- Pour quelque paine;
- Missa pro defunctis (первый сохранившийся многоголосный реквием в истории музыки);
- 9—13 (по разным данным) мотетов:
- Alma redemptoris mater,
- Ave Maria,
- Intemerata Dei Mater,
- Salve Regina I;
- Caeleste beneficium,
- Deo gratias,
- Gaude Maria,
- Vivit Dominus,
- Mort, tu as navré / Miserere (известен как Плач на смерть Беншуа, 1460),
- Salve Regina II;
- свыше 20 шансон
- Aultre Venus estés,
- Baisiés moy dont fort,
- D’un autre amer,
- Fors seulement l’actente,
- Fors seulement contre,
- Il ne m’en chault,
- J’en ay dueil,
- La despourveue,
- L’autre d’antan,
- Les desléaulx ont la saison,
- Ma bouche rit,
- Ma maistresse,
- O rosa bella,
- Prenez sur moi vostre exemple,
- Presque transi,
- Quant de vous seul,
- Qu’es mi vida perguntays,
- S’elle m’amera / Petite camusette,
- Se vostre cuer eslongne,
- Tant fuz gentement,
- Ung aultre l’a,
- Au travail suis,
- Ce n’est pas jeu,
- Departés vous, Malebouche,
- Malheur me bat,
- Quand ce viendra.
Существует множество произведений, принадлежность которых Окегему
ставится под сомнение. Некоторые анонимные шансон приписываются Окегему
на основании схожести стиля.
Страницы: 1 2