МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Рибля чорба


Рибља чорба уже тогда исполняла отдельные песни с нового альбома. Концерты сопровождались множественными инцидентами, вызванными переполненностью залов и плохим обеспечением безопасности. Первым в череде будущих бед стал концерт 10 сентября 1981 года в Рокотеке на Калемегдане, где толпой было проломлено ограждение и чудом никто не погиб, хотя было много пострадавших и потерянной обуви. Вопреки инциденту, концерт в СМИ получил хорошие отзывы, тем же вечером было исполнено несколько новых песен с гостем из Англии, басистом Джоном МакКоем.

В ноябре вышел и третий альбом «Мртва природа» (Натюрморт), продюсером которого был МакКой. Баяга самостоятельно написал «Ја сам се ложио на тебе» (Я полагался на тебя), в то время как все остальные хиты были продуктом Бориных текстов и музыки коллективного творения. На альбоме также появились «Не веруј жени која пуши Дрину без филтера» (Не верь женщине, что курит Дрину без фильтра), «Одлазак у град» (Отъезд в город), «На Западу ништа ново» (На Западе без перемен), «Пекар, лекар, апотекар», «Нећу да испаднем животиња» (Не хочу выглядеть животным), «Волим, волим жене» (Люблю, люблю женщин). Альбом разошёлся рекордными 500000 экземпляров и Рибља чорба пробилась на самый верх югославской музыкальной сцены.

Группа начала турне, которое, как выяснилось, было неудачно названо «Кто выживет — расскажет». А именно, на концерте в загребском Ледовом дворце 8 февраля 1982 года собралось 15000 зрителей при вместимости около 10000, а поскольку были открыты всего два выхода, толпой была задавлена и скончалась 14-летняя жительница Загреба Желька Маркович. Это вызвало дополнительные проблемы для Боры к тем, что уже и так были в изобилии.

Riblja Čorba, album "Minut sa njom" !! 2009! Tekst: Ponedeljak je pred vratima, al' niko ne sme, ni da ga pomene, i ljubimo se, ljubimo se satima, sve dok na...

Все видео

В начале февраля в «Иллюстрированной политике» было опубликовано письмо, в котором писалось на тему политической благонадежности Рибли чорбы. Этого было достаточно, чтобы СУБНОР общины Карпош города Скопье заявил требование о запрете пластинки из-за строк «За идеале гину будале» (За идеалы гибнут дураки) и «Кретени дижу буне и гину» (Кретины поднимают бунты и гибнут) из песни «На Западу ништа ново». Сразу после них, к требованию присоединились СУБНОР Сараева и СУБНОР Бездана, а также Союз социалистической молодежи Боснии и Герцеговины. Акция получила большую огласку в СМИ, так что Рибля чорба была вынуждена впервые в карьере прервать концерт в Челье, поскольку дежурные пожарные команды были демонстративно агрессивны к публике. Концерт в Сараево смог состояться лишь при условии, что Бора написал объяснительную о песнях, которые планировал исполнять, и указал, что «На Западу ништа ново» будет исполнять под собственную ответственность. В Тузле в проведении концерта было отказано с обоснованием, что «организатор не может обеспечить мир и порядок в ходе выступления группы, чьё поведение не согласуется с социалистической моралью». Вся шумиха стихла, когда за группу вступился тогдашний председатель ветеранской организации.

Промотурне по поводу пластинки «Мртва природа» Рибля чорба завершила, играя четыре вечера подряд в середине апреля 1982-го в белградском зале Пионир. Концерты были проведены с месячной задержкой, поскольку организаторы тянули после случая в Загребе, опасаясь, смогут ли обеспечить должную безопасность. Оснований для беспокойства не было, ибо в первый вечер музыканты выступали в полупустом Пионире, что вызвало их большое удивление. В то же время, на второй вечер зал уже был заполнен, а на выступлении от 11 апреля был записан их концертный альбом «У име народа» (Во имя народа). Пластинка получила такое название по фразе, с которой начиналось вынесение приговоров, чем недвусмысленно намекала на Борины политические проблемы. За эти четыре дня Риблю чорбу «посмотрела 21000 человек заодно с многочисленными охранниками и милиционерами». Смирение политической напряженности вокруг Рибли чорбы завершилось необычным решением. В День молодости, на день рождения Маршала Тито 25 мая 1982 года, группе была присуждена Майская премия Городского комитета Союза коммунистической молодежи с обоснованием, что «группа поет о жизни и проблемах молодых, и, что стала своеобразным символом большой части молодежи».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить