МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

The Stranglers


NME, 1979 год

Вопреки собственной репутации, Жан-Жак Бёрнел не только не расправился с Макнейлом физически, но и два года спустя встретился с ним лично для продолжительной беседы, в ходе острой полемики выразив и важные для себя мысли. На замечание корреспондента о том, что группа (в силу своей коммерческой популярности) стала «столпом истеблишмента», Бернел отвечал: «Если и стали мы столпом, то не истеблишмента. Потому что истеблишмент не стал бы пинать сам себя. Истеблишмент — это вы, средства массовой информации, и музыкальный бизнес; все вы в течение последних 9 месяцев относились к The Stranglers как к прокаженным…»

Говоря об отношении музыкантов к собственной карьере, бас-гитарист не без гордости заявил: «Да, мы по-прежнему пилим сук на котором сидим… Что делает нам честь, если вспомнить, что у нас три золотых альбома. Другие на нашем месте принимаются защищать заработанное и его накапливать. Мы же были и остаемся самой саморазрушительной группой в мире».

Music video by The Stranglers performing Golden Brown. Taken from the album 'La Folie' Buy the greatest Stranglers albums and tracks on iTunes here: http://s...

Все видео

Наконец, когда журналист обрушил на него град прежних упреков, Бернел обобщил ответ фразой, впоследствии не раз цитировавшийся как афоризм, идеально выразивший суть панк-рока: «А рок-н-ролл это и есть: секс, расквашенные носы и люди, вроде нас, всерьёз рассуждающие о социальном порядке».

Как отмечает обозреватель Allmusic, в песнях, до такой степени возмущавших феминисток — «Peaches», «London Lady», «Bring on the Nubiles», «Choosy Susie» — новые поколения музыкальных критиков стали впоследствии усматривать мрачный сарказм, не более того. «Тексты Hangin' Around, Ugly и Goodbye Tolouse (в 1977 году многих шокировавшие) по прошествии времени стали восприниматься как вполне безобидные образцы чёрного юмора», — констатировал и американский рок-критик Айра Роббинс. «Мы пытаемся заставить людей снова начинать задумываться обо всём; возродить в них желание задавать вопросы, всё подвергать сомнению. Думаю, только так и следует использовать публичную платформу: всё остальное — злоупотребление общественным положением», — так в 1980 году формулировал Хью Корнуэлл кредо группы, комментируя отношение прессы к её текстам.

Говоря о предрассудках, связанных с лирикой The Stranglers, рок-критик Дэйв Томпсон биографию группы завершает словами:Начало цитатыТот факт, что музыка группы всё ещё способна кого-то оскорблять, лишь добавляет ей великолепия. Ведь если бы рок-н-ролл (особенно панковский рок-н-ролл) захотел остаться приятным и только, он в конечном итоге никогда не смог бы изменить мир. Тот факт, что идеи Stranglers в большинстве своем были — по авторскому же замыслу — прежде всего, невероятно смешными, лишь добавляет сегодня им привлекательности. И то, что фэны свою любимую группу всё ещё вынуждены защищать, лишь доказывает, какими унылыми ничтожествами были их недруги.That people are still offended by it only adds to its delight — if rock & roll (especially punk rock & roll) was meant to be pleasant, it would never have changed the world, after all. The fact that much of the Stranglers' message was actually hysterically funny — as they themselves intended it to be — only adds to their modern appeal. And the fact that their fans are still called upon to defend them only proves what humorless zeroes their foes really were.

Состав

  • Джет Блэк (настоящее имя Брайан Даффи) — барабанщик (1974 — по сей день)
  • Хью Корнуэлл — вокалист, гитарист (1974—1990)
  • Жан-Жак Бёрнел — бас-гитарист, вокалист (1974 — по сей день)
  • Дэйв Гринфилд — клавишник, вокалист (1975 — по сей день)
  • Ханс Уормлинг — гитарист, клавишник, вокалист (1974—1975)
  • Джон Эллис — гитарист, бэк-вокалист (1990—2000)
  • Пол Робертс — лидер-вокалист (1990—2005)
  • Баз Уорн — гитарист, вокалист (2000 — по сей день)

Дискография

col-begin

Студийные альбомы

  • Rattus Norvegicus (1977)
  • No More Heroes (1977)
  • Black and White (1978)
  • The Raven (1979)
  • The Gospel According to The Meninblack (1981)
  • La Folie (1982)
  • Feline (1983)
  • Aural Sculpture (1984)
  • Dreamtime (1986)
  • 10 (1990)
  • Stranglers In the Night (1992)
  • About Time (1995)
  • Written in Red (1997)
  • Coup de Grace (1998)
  • Norfolk Coast (2004)
  • Suite XVI (2006)
  • Giants (2012)

Концертные альбомы

  • Live (X Cert) 1979 UK #7
  • The Stranglers & Friends Live in Concert 1980
  • All Live and All of the Night 1988 UK #12
  • Live at the Hope and Anchor 1992
  • The Early Years '74 '75 '76 1992
  • Saturday Night, Sunday Morning 1993
  • Death And Night And Blood 1994
  • Access All Areas 1996
  • Friday the Thirteenth 1997
  • Live at the Hammersmith Odeon '81 1998
  • 5 Live 01 2001
  • Live at the Apollo 2003
  • Apollo Revisited 2003
  • Coast to Coast: Live on Tour 2005
  • Themeninblackinbrugge 2008
Сборники и переиздания

  • The Stranglers IV 1980 (US)
  • The Collection 1977-1982 1982 UK #12
  • Off The Beaten Track 1986
  • Rarities 1988
  • Singles (The UA Years) 1989
  • Greatest Hits 1977—1990 UK #4
  • All Twelve Inches 1992
  • The Early Years '74 '75 '76 Rare Live and Unreleased 1992
  • Strangled from Birth and Beyond 1994
  • The Sessions 1995
  • The Hit Men 1996
  • The Best of the Epic Years 1997
  • The Collection 1997
  • Collection 1998
  • Hits & Heroes 1999
  • Hits Collection 1999
  • The Stranglers 2001
  • The Masters 2002
  • Lies and Deception 2002
  • Peaches: The Very Best of The Stranglers 2002 UK #21
  • The Rarities 2002
  • Out of the Black 2002
  • Sweet Smell of Success — Best of the Epic Years 2003
  • Live 'n' Sleazy 2003
  • Miss You 2003
  • Gold 2003
  • The Very Best of The Stranglers 2006
  • FortyTwoForty 2008

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить