МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Вокально-инструментальный ансамбль


Записи профессиональных ВИА издавались на советском рекорд-монополисте, Всесоюзной фирме грампластинок "Мелодия", а организовывали концерты территориальные филармонии и концертные объединения: Союзконцерт, Москонцерт, Ленконцерт, Росконцерт, Госконцерт, республиканские и областные филармонии.

Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, как, например: Юрий Антонов и группы «Аракс» и «Аэробус», Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута», Валерий Ободзинский и ВИА «Верные друзья», В. Мигуля и "Земляне", Л. Лещенко и "Спектр".

Репертуар

Вокально-инструментальный ансамбль «Fireflies»

Все видео

Репертуар ВИА в основном составляли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами (то есть членами Союза композиторов и Союза писателей). Исполнялись также песни, написанные членами группы, основным композитором мог быть и художественный руководитель коллектива. В первой половине 1980-х годов существовал даже норматив: не менее 80 % репертуара ВИА должны были составлять «песни советских композиторов», то есть песни, авторами которых были официальные члены вышеупомянутых Союзов. Программа ансамбля официально утверждалась худсоветом, это было непременным условием для исполнения её на публике.

Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, разнообразен. Он включал в себя как фолк и народные песни, так и диско («Красные маки», "Здравствуй, песня"), рок-музыку («Ариэль», «Цветы») и синти-поп. Звучание ВИА рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке. Следует отметить, что именно ВИА сформировали и подготовили музыкальный пласт развития биг-бита и поп-музыки, сформировали зрительскую аудиторию для следующего музыкального направления в СССР — рок-музыки. Однако в исполнении музыки ярко выраженные рок-моменты, будь то соло электрогитары или слишком громкий голос артистов, не рекомендовались. Не приветствовались современные ритмы и новейшие направления, будь то новая волна и пр. Потому песни у ВИА были, как правило, незамысловатые, не длящиеся более 3-4 минут и без серьёзной импровизации.

В текстах песен ВИА звучали патриотические и военно-патриотические мотивы, любовная лирика (в крайне «платонизированном» варианте), чисто советские мотивы романтики труда, встречались песни-шутки, романсы, народные песни, песни на актуальные темы (вроде строительства БАМа). В основном песни несли выраженно позитивный заряд, прославляли советский образ жизни, говорили о счастье, радости, трудовых свершениях и боевых подвигах. Критика, протест, тема конфликта человека и общества допускались только в «обличительных» песнях о проблемах капиталистического мира. Не поощрялось и заострение проблем молодёжи.

Заметное место в репертуаре многих ВИА ("Веселые ребята", "Поющие гитары") занимали кавер-версии песен западных групп (с текстами на русском языке, часто крайне далёкими от оригинала по смыслу, но, как правило, фонетически сходными с ним). В записях и в представляемых на утверждение программах выступлений кавер-версии иногда маскировались: менялись названия, музыка могла приписываться членам Союза композиторов, членам группы или несуществующим композиторам, песня именовалась «американской народной» и так далее. Также ВИА нередко использовали музыкальные фрагменты западных песен в собственных произведениях, подавая их как свою музыку. На концертах могли исполняться и оригинальные западные песни.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить