ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Елинек, Эльфрида


Известность

В 1975 году для Елинек-писательницы наступает переломный момент: публикация её романа «Любовницы» (die liebhaberinnen), марксистско-феминистской пародии на патриотический роман, заставляет всех говорить о новой величине в немецкоязычной литературе. В начале 1980 годов выходит её роман «Перед закрытой дверью» (Ausgesperrten) о неблагополучных подростках из благополучных семей, заканчивающийся шокирующей сценой массового убийства целой семьи; по роману выходит аудиопьеса, а затем его экранизирует Паулюс Манкер.

1983 год ознаменован для Эльфриды Елинек первым крупным скандалом. На театральной сцене появляется спектакль «Бургтеатр», в котором поднимается тема попыток Австрии подавить в себе своё национал-социалистическое прошлое и во главу повествования ставится фигура известной тогда актрисы Паулы Вессели, бывшей соратницы Елинек по левому движению. Слава Елинек как «разоблачительницы» своей собственной страны растёт. В тот же год выходит едва ли не главный труд Эльфриды Елинек — роман «Пианистка», в котором и критики, и читатели тут же углядели автобиографическое значение с сильным элементом сублимации посредством текста в основе.

Следующим «возмутителем спокойствия» стал для Европы её роман «Похоть» (Lust), моментально попавший в списки бестселлеров и написанный под влиянием возросших споров феминисток на тему порнографии. Последовавшая за выходом романа театральная постановка пьесы Елинек «Места отдыха» (Raststätte), спровоцировавшая персональные нападки на Елинек со стороны Австрийской партии свободы (националистически-консервативного, крайне правого популистского толка) в ходе предвыборой кампании 1995 года в Австрии, вынудила писательницу отозвать все свои пьесы с театральных сцен и наложить запрет на дальнейшие постановки. После прихода Партии свободы к власти в 1999 году Елинек была одним из ведущих критиков нового правительства.

В своих поздних произведениях Елинек отходит от феминистских подтекстов своей литературы и фокусируется на социальной критике и критике Австрии в частности за неспособность преодолеть своё нацистское прошлое («Дети мёртвых», (Die Kinder der Toten). Именно в этот период творчества к писательнице приходят всемирное признание и слава. В 2001 году её «Пианистка» была в весьма радикальной манере экранизирована австрийским режиссёром Михаэлем Ханеке с Изабель Юппер в роли Эрики Кохут. Фильм был единогласно признан одним из самых революционных в современном кинематографе и получил три главных приза на Каннском кинофестивале 2001 года (лучшая режиссура, лучшая женская роль, лучшая мужская роль).

Апофеозом творчества Эльфриды Елинек стало объявление её в 2004 году лауреатом престижнейшей Нобелевской премии по литературе за «музыкальное многоголосие в романах и драмах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише».

В России Эльфрида Елинек долгое время была представлена переводом только «Любовниц» и своего самого знаменитого труда — «Пианистки». Однако сразу после вручения ей Нобелевской премии на русский были переведены все её крупные работы, в том числе несколько театральных пьес.

Библиография

Произведения, изданные на немецком языке

  • Тени Лизы / Lisas Schatten (сборник стихотворений) — Relief-Verlag Eilers, 1967
  • мы приманка, детка! / wir sind lockvögel baby! (роман) — Rowohlt, 1970
  • Михаэль. Руководство для инфантилов / Michael : ein Jugendbuch für die Infantilgesellschaft (роман) — Rowohlt, 1972
  • Любовницы / Die Liebhaberinnen (роман) — Rowohlt, 1975
  • буколит: аудиороман / bukolit: hörroman (роман) — Rhombus-Verlag, 1979
  • Перед закрытой дверью / Die Ausgesperrten (роман) — Rowohlt, 1980
  • финал: стихотворения 1966—1968 / ende: gedichte von 1966—1968 (сборник стихотворений) — Schwiftinger Galerie-Verlag, 1980
  • Бесконечная невиновность / Die endlose Unschuldigkeit (проза, пьесы, эссе) — Schwiftinger Galerie-Verlag, 1980
  • Что случилось после того, как Нора ушла от мужа / Was geschah, nachdem Nora ihren Mann verlassen hatte oder Stützen der Gesellschaften (пьеса) — Sessler, 1980
  • Пианистка / Die Klavierspielerin (роман) — Rowohlt, 1983
  • Театральные пьесы (с послесловием Уте Нюссен) / Theaterstücke (mit ein Nachwort von Ute Nyssen) (пьесы) — Prometh-Verlag, 1984
  • О глухомань, защити от неё / Oh Wildnis, oh Schutz vor ihr (проза) — Rowohlt, 1985
  • Заболевание, или Современные женщины / Krankheit oder moderne Frauen — Prometh-Verlag, 1987
  • Похоть / Lust (роман) — Rowohlt, 1989
  • Облака. Дом / Wolken. Heim (пьеса) — Steidl, 1990
  • Изабель Юппер в «Малине»: киносценарий / Isabelle Huppert in Malina: ein Filmbuch (киносценарий)- Suhrkamp, 1991
  • Гора Тотенау / Totenauberg (пьеса) — Rowohlt, 1991
  • Театральные пьесы / Theaterstücke (пьесы) — Rowohlt, 1992
  • Дети мёртвых / Die Kinder der Toten (роман) — Rowohlt, 1995
  • Буря и принуждение: письмо как борьба полов / Sturm und Zwang : Schreiben als Geschlechterkampf (совм. с Юттой Хайнрих, Адольфом-Эрнстом Мейером, эссе) — Klein, 1995
  • Привал, или Этим все занимаются / Stecken, Stab und Stangl: Raststätte (und andere) neue Theaterstücke (пьесы) — Rowohlt, 1997
  • Спортивная пьеса / Ein Sportstück (пьеса) — Rowohlt, 1998
  • он как не он / er nicht als er (пьеса) — Suhrkamp, 1998
  • Ничего страшного: маленькая трилогия смерти / Macht nichts: eine kleine Trilogie des Todes (пьесы) — Rowohlt-Taschenbuch-Verlag, 1999
  • Алчность: развлекательный роман / Gier: ein Unterhaltungsroman (роман) — Rowohlt, 2000
  • Прощай: 3 маленькие драмы / Das Lebewohl: 3 kl. Dramen (пьесы) — Berlin-Verlag, 2000
  • В Альпах: три драмы / In den Alpen: drei Dramen (пьесы) — Berlin-Verlag, 2002
  • Смерть и девушка I—V: драмы принцесс / Der Tod und das Mädchen I—V: Prinzessinnendramen (пьесы) — Berliner Taschenbuch-Verlag, 2003
  • Бэмбилэнд; Вавилон: два театральных текста / Bambiland; Babel: zwei Theatertexte (пьесы) — Rowohlt, 2004

Произведения, изданные на русском языке

  • Любовницы / Die Liebhaberinnen — Симпозиум, 1996
  • Пианистка / Die Klavierspielerin — Симпозиум, 2001
  • Перед закрытой дверью / Die Ausgesperrten — Симпозиум, 2005
  • Алчность / Gier — Амфора, 2005
  • Похоть / Lust — Симпозиум, 2006
  • Дети мёртвых / Die Kinder der Toten — Амфора, 2006
  • Михаэль. Руководство для инфантильных мальчиков и девочек / Michael. Ein Jugendbuch für die Infantilgesellschaft — Амфора, 2006
  • Клара Ш. / Clara S. — Митин Журнал, Kolonna Publications, 2006
  • Дикость. О! Дикая природа! Берегись! / Oh Wildnis, oh Schutz vor ihr — Амфора, 2007
  • Мы пестрые бабочки, детка! / Wir sind lockvögel baby! — Амфора, 2007
  • Бембиленд. Вавилон / Bambiland; Babel: zwei Theatertexte — АСТ, Астрель, 2008
  • Тотенауберг — Гора мертвецов / Totenauberg — АСТ, Астрель, 2009
  • Предание смерти / Ein Sportstück — АСТ, Астрель, 2009
  • Болезнь, или Современные женщины / Krankheit oder moderne Frauen — АСТ, Астрель, 2009
  • Посох, палка и палач / Stecken, Stab und Stangl — АСТ, Астрель, 2010
  • Смысл безразличен. Тело бесцельно. Сборник эссе / по-немецки не публиковался — Симпозиум, 2010

Об Эльфриде Элинек

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить