КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Ночь (фильм)


Русское названиеНочь
Оригинальное названиеLa Notte
Жанрдрама
РежиссёрМикеланджело Антониони
АктёрыМарчелло Мастроянни
Жанна Моро
Моника Витти
ПродюсерЭманюэле Кассуто
СценаристЭннио Флайано
Тонино Гуэрра
Микеланджело Антониони
КомпозиторДжорджо Газлини
ОператорДжанни Ди Венанцо
КомпанияNepi
Silva
Sofitedip
СтранаИталия
Франция
Время120 мин.
Год1961
imdb_id0054130

«Ночь» (itLa Notte) — кинофильм Микеланджело Антониони из неофициальной «трилогии отчуждения» («Приключение» — «Ночь» — «Затмение»). Действие подчинено классическому принципу трёх единств, однако новаторский художественный язык балансирует на грани абстракции. Фильм получил на Берлинском фестивале 1961 года главный приз — «Золотой медведь».

Сюжет

В фильме показаны одни сутки из жизни модного миланского писателя Джованни Понтано (Марчелло Мастроянни) и его супруги Лидии (Жанна Моро). Начальные титры даны на фоне леденящих стеклянных поверхностей только что достроенного небоскрёба Пирелли: в них, словно в зеркале, отражается современный мегаполис. За этой беззвучной преамбулой следует вереница сцен из жизни супругов:

  • В первой сцене супруги посещают в ультрасовременной больнице смертельно больного друга Томазо. В своё время Лидия отдала предпочтение Джованни перед Томазо и теперь, кажется, мучается раскаянием. Стоит ей выйти на улицу, как супруг даёт увлечь себя в палату психически нездоровой нимфоманки. Их физическое сближение прерывают ворвавшиеся в палату сиделки.
  • Супруги едут на презентацию новой книги Джованни, где в толпе мелькают издатель Бомпиани, поэт Квазимодо и другие видные интеллектуалы. Не желая наблюдать за светским действом, терзаемая внутренней тревогой, Лидия отправляется в бесцельное путешествие по современному городу. На фоне гигантских зданий она кажется потерянной, воздух взрывает грохот пролетающих самолётов. Решив отвлечься от неуютной современности и освежить в памяти счастливые дни с Джованни, Лидия уезжает на окраину города, в то место, с которым у супругов связаны давние воспоминания.
  • Вздремнув в ожидании пропавшей жены в фешенебельной квартире, расположенной в квартале многоэтажных новостроек, Джованни заезжает за ней на автомобиле и отвозит домой. Там она пытается привлечь к себе его внимание, но безуспешно. Не больше плодов приносит её флирт с мужем на вечеринке в ночном клубе, когда перед ними под звуки джазовой мелодии чувственно извиваются нагие чернокожие танцоры. Последние наслаждаются собою и собственными телами, и эта неподдельная органичность контрастирует с кризисом в отношениях супругов Понтано.
  • Ночь (которая дала название фильму) супруги проводят на вечеринке, которая проходит на загородной вилле промышленника Герардини. Там их ждут новые знакомства и наблюдения, которые подтолкнут их к откровенному утреннему разговору после ночного ливня. Эмоциональной откровенности Лидии её супруг противопоставляет панцирь из неискренних словесных излияний. Научившись в совершенстве манипулировать словами, писатель стал их пленником. Когда Лидия пытается проанализировать их отношения, он начинает покрывать её поцелуями, как бы отрицая тем самым её отрицание их будущего. А. Тарковский назвал это последним объятием двух тонущих.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить