КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Затмение (фильм, 1962)


Русское названиеЗатмение
Оригинальное названиеL' Eclisse
Жанрдрама
РежиссёрМикеланджело Антониони
АктёрыМоника Витти
Ален Делон
ПродюсерРаймон Аким
Робер Аким
СценаристМикеланджело Антониони
Тонино Гуэрра
Элио Бартолини
Отиеро Отиери
КомпозиторДжованни Фуско
ОператорДжанни Ди Венанцо
КомпанияCineriz, Interopa Film, Paris Film
СтранаИталия
Франция
Время126 мин.
Год1962
imdb_id0056736

«Затме́ние» — кинофильм режиссёра Микеланджело Антониони, вышедший на экраны в 1962 году. Завершает своеобразную трилогию, начатую картинами «Приключение» и «Ночь». Лента получила специальный приз жюри Каннского кинофестиваля.

Сюжет

Героиня фильма, молодая привлекательная женщина Виттория (Моника Витти), сделала нелёгкий выбор. Вместо того, чтобы всю жизнь тешить себя иллюзиями и фактически находиться на привязи, она уходит от своего жениха. Один лёгкий нюанс подтверждает правильность её выбора. Жених Виттории стремится вернуть всё на круги своя, идёт за ней, пытается проводить, довозит до дому, обещает позвонить, звонить, звонить. Когда они всё-таки прощаются, она останавливается и смотрит ему вслед. Виттория обернулась, а он — нет.

То же самое произойдет и с Пьеро (Ален Делон), молодым, энергичным биржевым маклером-консультантом. Он тоже не обернется. Но Виттория к этому уже готова. Поэтому она никак не форсирует события, не стремится сблизиться с ним, хотя он, несомненно, для неё привлекателен. К тому же услугами Пьеро пользуется мать Виттории (сближение происходит как раз тогда, когда страну охватывает экономический кризис, и мать Виттории, отчасти по вине Пьеро, терпит серьёзные убытки).

Режиссер: Микеланджело Антониони Сценарий: Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, Элио Бартолини Продюсер: Раймон Хаким, Робер Хаким Оператор: Джанни Ди Вена...

Все видео

Герои фильма избегают разрушающих душу страстей, они идут по жизни лёгкой поступью. И это не равнодушие, это — невозмутимость. Виттория прослеживает маршрут толстяка, который во время кризиса лишился всего своего состояния — 50 миллионов лир. Что же делает толстяк? Он берёт в аптеке успокаивающее лекарство, в ближайшем кафе запивает таблетки минеральной водой и что-то рисует на салфетке. Потом уходит. Виттория смотрит на рисунок: изображены цветочки.

В ролях

«Затмение» и «Сладкая жизнь» Феллини

В одной из сцен обыгрывается сцена из фильма «Сладкая жизнь», вышедшего на экраны двумя годами ранее. В начале фильма Федерико Феллини мы видим вертолёт, который тащит над городом огромную статую Христа. Здесь будет нечто подобное: кран вытаскивает из пруда автомобиль Пьеро и тащит его над толпой зевак. В машине — труп. Накануне вечером подвыпивший молодой человек угнал авто на глазах хозяина, не справился с управлением и улетел в пруд. Герои фильма не склонны к рефлексиям по поводу гибели человека. Пьеро относится к этому печальному событию в высшей степени философски: «Куплю новую, а эту продам. Пробег всего 8 000 миль, вмятин почти нет».

Христос в фильме Феллини из Бога превращается в ритуальный предмет, впечатляющий римскую богему лишь своими размерами. Машина — ритуальный предмет среднего класса, и он совсем не впечатляет Пьеро. Главные герои фильма избавлены от опасной болезни — «вещизма». Пьеро ходит на биржу не ради больших денег, а потому лишь, что она его прикалывает. Нравится ему эта смешная суета. Он участвует в процессе, не проникаясь и не заражаясь им. Это подчеркивается в частности тем, что у Пьеро есть роскошная квартира, но он предпочитает жить в скромной квартирке в одной из стандартных многоэтажек.

Вопреки Феллини, который называет свой фильм «Сладкая жизнь» и осуждает эту «сладкую жизнь», Антониони называет свой фильм «Затмением» и осуждает затмение в мозгах людей, недовольных этой вполне сладкой жизнью. ещё вернее, он ничего и никого не осуждает, — а это, обычно, сбивает с толку.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить