КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Обратный отсчёт (фильм, 1968)



Фильм выглядит так, словно режиссёр не мог сфокусироваться на основной теме. Первый час занимают пустые диалоги. Нет ни напряжения, ни юмора, ни саспенса. «Обратный отсчёт» не выглядит космической трагедией, а скорее заурядной картиной об интригах в корпоративной сфере. Только заключительные сцены в которых Каан пытается выжить в путешествии по Луне как-то спасают фильм.


Критики весьма негативно отозвались о спецэффектах, качество которых слабое для 1960-х годов. Здесь необходимо учесть бюджетные ограничения создателей картины. Они даже не пытались создать сложные эффекты связанные с миниатюрными моделями и имитацией невесомости.

Режиссер: Игорь Гасско Описание: 13 маршрут. В 1968 году в Минске состоялся Первый фестиваль бит-ансамблей. Действо происходит в Минском радиотехническом инс...

Все видео

Критик Variety отозвался в рецензии о неплохом изображении человеческого конфликта и тонко проработанном сценарии. Гленн Эриксон (ресурс dvdsavant), прежде всего, отметил нестандартный взгляд на проблему противостояния СССР-США. Фильм создавался в тот момент, когда ещё не было известно кто победит в космической гонке, и он стал интересным портретом настроения своей эпохи. Режиссёр фильма подчёркивает то, что противники прежде всего интересовались политической стороной лунной миссии, приоритетом и только во вторую очередь проблемами людей и научными результатами. Интересным для зрителя в картине становится то, как ведут себя профессионалы, оказавшиеся в столь нетипичной ситуации.

В центре сюжета столкновение между Чизом и Ли — двумя главными героями. Чиз должен был стать главой экспедиции а Ли Стеглер его подчинённым, но ситуация меняется и бывшие друзья становятся противниками. Чиз одержим идеей полёта в космос, готов ради неё пойти на всё, но подчиняется приказам. Ли демонстрирует чисто человеческое и не совсем рациональное поведение, проявляющееся в тот момент, когда теряется связь с командным центром и астронавт решается на посадку. Находкой режиссёра стало то, что Чиз становится тренером Ли Стеглера и пытается загнать его в тренировках чрезмерной физической нагрузкой. Отчаянный протест Чиза становится проявлением излюбленного приёма Олтмена режиссёра, того, что критик Норманн Коган назвал анти-жанровым подходом. Если «МЭШ» можно назвать антивоенным фильмом, то «Обратный отсчёт» антижанровой противоположностью фильмов на фантастическую тему.

Значительную роль в сюжете играет патриотическая тема явственно звучащая как, своего рода, контрапункт. Свою роль в фильме исполняет звуковое сопровождение. Обычной для проамериканского по настроению кино бравурной музыки в фильме нет, только модернистское звуковое сопровождение сцен Леонарда Розенмана. Парадоксальным для зрителя становится реакция классического героя профессионала полностью игнорирующего инструкции. В отличие от Нейла Армстронга Ли Стеглер (Роберт Дюваль) не говорит торжественных слов впервые ступая Луну, впрочем, его никто и не слышит — радио не работает. Роберт Селф, в книге посвящённой творчеству Олтмена, отметил несомненное влияние, которое оказало на фильм книга Артура Кларка «Конец детства», весьма популярная в американском контркультурном движении 1960-х, которая высмеивала ура-патриотические настроения в обществе того времени.

История создания

«Обратный отсчёт» стал первым полнометражным кинофильмом Олтмена, снятым в тот момент его творческой биографии, когда он был на перепутье. В 1957—1963 годах Олтмен работал на телевидении, помощником режиссёра и режиссёром телевизионных сериалов. В 1963 году Олтмен решил закончить карьеру на телевидении, так как считал, что не может полноценно реализовать себя, и довольно долго не мог найти работу в качестве режиссёра кино. Несколько проектов сорвалось, в их числе картина «Петулия», от которой Олтмен отказался, и её отдали Ричарду Лестеру. Наконец, в 1966 году, киностудия Warner Brothers решила экранизировать роман Хэнка Сирлса «Проект „Пилигрим”» в рамках малобюджетной программы, которую курировал Уильям Конрад. Продюсер пригласил в качестве режиссёра Олтмена, которому понравилась книга и он решил, что по этому материалу можно снять интересный фильм. По оценке Олтмена бюджет картины не превышал $1,25 млн.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить