КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Строгий юноша


Русское названиеСтрогий юноша
Жанрдрама
РежиссёрАбрам Роом
СценаристЮрий Олеша
АктёрыДмитрий Дорлиак
Юрий Юрьев
Ольга Жизнева
ОператорЮрий Екельчик
КомпозиторГавриил Попов
КомпанияУкраинфильм
Время100 мин.
СтранаСССР
ЯзыкРусский
Год1936
imdb_id0025841

«Строгий юноша» (рабочие названия фильма: «Комиссар быта», «Дискобол», «Волшебный комсомолец») — советский художественный фильм, драма режиссёра Абрама Роома, снятая в 1936 году на студии «Украинфильм». Экранизация одноимённой пьесы Юрия Олеши, который и написал сценарий для фильма.

Большинство критиков определяют жанр картины так: «Философско-романтическая драма о любви и ревности в наступающем идеальном бесклассовом обществе». В своей пьесе Олеша пытался создать образ идеального комсомольца, наделённого лучшими свойствами тогдашнего молодого поколения, но, как отмечали тогда аналитики, совершить подобное писателю не удалось — лента получилась слишком фальшивой и неправдивой. Некоторые всё же восприняли фильм достаточно положительно, назвав его «одним из своеобразнейших фильмов 1930-х годов и лучших в творчестве Абрама Роома».

Премьера фильма должна была состояться в 1936 году, однако деятели киностудии «Украинфильм» посчитали иначе, запретив картину к широкому прокату. В качестве одной из причин этому назывались «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма». Невзирая на это, в середине 1960-х годов показ ленты проводился в залах ВГИКа и творческих домах, после чего её снова «положили на полку». В 1994 году директор Музея кино Наум Клейман добился того, чтобы фильм впервые показали на телеэкранах.

Другое название: Комиссар быта / Дискобол / Волшебный комсомолец Режиссер: Абрам Роом Сценарист: Юрий Олеша Оператор: Юрий Екельчик Композитор: Гавриил Попов...

Все видео

Сюжет

Гриша Фокин (Дмитрий Дорлиак), молодой спортсмен-комсомолец, влюбляется в женщину среднего возраста — Марию Михайловну Степанову (Ольга Жизнева) — жену крупного профессора и учёного Юлиана Николаевича Степанова (Юрий Юрьев). Как отмечает Елена Толстик из журнала «Визкульт», основная интрига фильма крутится вокруг этого «любовного треугольника» — профессор Степанов — Маша — Гриша.

Культурное влияние

По воспоминаниям Евгения Попова, фильм «Строгий юноша» оказал большое влияние на роман Василия Аксёнова «Москва ква-ква».

В ролях

Литература

Критика

Фильм был неоднозначно воспринят советскими кинокритиками и журналистами, которые, по большей части, отмечали наигранность всего происходящего действия.

  • «Несмотря на желание Роома создать строгий фильм о коммунизме как строгой нравственной системе, фильм получился сложнее, чем предшествующий ему замысел … В 1936 году, когда на экранах фашистской Германии выходит „ОлимпияЛени Рифеншталь, в Советском Союзе Абрам Роом заканчивает съемки „Строгого юноши“. „Олимпия“ — это поэтизированная хроника проходивших в Берлине XI Олимпийских игр, фильм Роома — светлая сказка о коммунистическом будущем. И в первом, и во втором фильмах античность служит визуальной доминантой» — Елена Толстик, «Визкульт»
  • «Олеша и Роом фиксируют сдвиги начала 1930-х годов — появление новой советской профессиональной элиты. При этом весьма благополучное, привилегированное положение новых „жрецов“, „богов“, обласканных щедрой и заботливой властью, оказывается своеобразной метафорой интеллигентской „башни из слоновой кости“, подчеркнутой дистанцированности высокомерной собственницы красоты от социалистической реальности» — Аркадий Блюмбаум, «НЛО»
  • «История внезапной страсти, которая охватила молодого дискобола-комсомольца с мускулистым торсом и неожиданно нежной душой по отношению к гораздо более старшей по возрасту женщине … Разумеется, данную ленту можно воспринимать и как особую love story по-советски, куда более вызывающую и радикальную, нежели тоже роомовская „Третья Мещанская“, потому что нетрадиционный „любовный треугольник“, этот ménage à trois времён угасающего нэпа, был превращён в вовсе недопустимый адюльтер периода энергичного социалистического строительства» — Сергей Кудрявцев, «3500 кинорецензий»
  • «„Строгий юноша“ — так назывался вполне правоверный коммунистический фильм Абрама Роома, снятый в 1936 году по сценарию Юрия Олеши и тут же запрещённый Сталиным за испугавший вождя эстетизм … Такого фильма не постыдилась бы и Лени Рифеншталь, кинолюбимица Гитлера» — Евгений Попов, «Аксёнов»

Создание

В 1934 году Юрий Олеша написал пьесу «Строгий юноша», которую вскоре показал кинорежиссёру Абраму Роому. Последнему она очень понравилась, и Роом принял решение экранизировать её, попросив Олешу написать сценарий. Примечательно, что Олеша посвятил его актрисе Зинаиде Райх.

Как вспоминал позже сам Роом, финальный вариант сценария долго и активно обсуждали в Центральном Доме кино и Доме советского писателя. В дискуссиях принимали участие Владимир Киршон, Всеволод Мейерхольд (которому предназначалась одна из основных ролей в фильме), Александр Фадеев, Виктор Шкловский и многие другие. Почти все из них приняли сценарий на «ура». Пресса, напротив, была настроена полемически. Комсомолка Вера Чернова, к примеру, написала письмо Юрию Олеше, опубликованное в журнале «Молодая гвардия»:

Олеша возразил, ответив, что «сценарий для того и создавался, чтобы молодёжь имела повод морализовать». Несмотря на этот ответ, критику, прозвучавшую вдобавок и со стороны ЦК ВЛКСМ, писателю пришлось учесть.

Съёмки фильма были окончены во втором квартале 1936 года. Через несколько недель после этого студия «Украинфильм» опубликовала постановление о запрете фильма к широкому прокату.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить