ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Эфрос, Николай Ефимович
Он проявил себя также как театральный драматург. В 1910 году под псевдонимом кн. Мышкин он опубликовал пьесу «Дело Тарновской, или Всемирный процесс», в этом же году пьесу дважды поставили в Петербурге два второстепенных театральных коллектива: Крестовский театр на своей открытой сцене и летний Ново-Шуваловский театр. В дальнейшем пьеса никем не ставилась.
Эфрос в годы революции
В годы революции начинается подлинный расцвет таланта Эфроса как театрального аналитика, историка театра, театрального администратора (с 1918 года Н.Е.Эфрос сотрудник Театрального отдела Наркомпроса), редактора первых советских театральных журналов и деятеля кино. В эти годы театровед работал в историко-театральной секции ТЕО (Театрального отдела), возглавлял театральную секцию Российской академии художественных наук (позже Государственная академия художественных наук - ГАХН), в организации которой принял самое непосредственное участие. В качестве председателя этой секции им были организованы мероприятия по изучению истории театра, психологии актёрского мастерства и т. д.
В Государственном институте театроведения его усилия направлены на отстаивание ценности культурной традиции вопреки господствующим настроениям эпохи, утверждения приоритета развития советского театра на основе лучших традиций отечественного классического театра.
Его интерес к театроведению в эти годы достиг апогея. Одна за другой выходят его монографии о выдающихся русских актёрах и театральных постановках. Эфрос всё реже проявляет себя как критик и всё чаще как учёный-аналитик и организатор театрального дела. Благодаря его усилиям театроведение получает права самостоятельной научной дисциплины. Под его пером привычная прежде театральная рецензия наполняется научно-критическим анализом спектакля. В советской театроведческой критике этих лет учёный получил известность как один из основоположников приёма анализа театральной постановки как единого художественного целого.
Примером этому можно назвать уже упоминавшиеся выше аналитические работы 1919-1923 гг., посвящённые отдельным мхатовским постановкам пьес Чехова и Горького. В этих работах театральный аналитик использовал «описательно-биографический метод», исследуя преимущественно «субъективную», индивидуальную составляющую актёрского мастерства. Сам Эфрос зачастую выполнял при МХАТе функцию театрального и литературного эксперта, к нему на рецензирование и литературную проработку направлялись пьесы европейского театра.
Помимо всего этого у театрального аналитика имелась своя оригинальная концепция актёрского мастерства. Эфрос предпринимал попытки обосновать её теоретически, но задуманного осуществить не успел. Суть её сводилась к приоритету индивидуального актёрского искусства и о первенстве актёра в ущерб начинавшемуся преобладанию режиссёрского «диктата». Но именно в этом он был не оригинален, об этом же самом не уставал напоминать его старый петербургский коллега и оппонент по журналу «Театр и искусство» А.Р.Кугель.
Эфрос и кинематограф
Эфрос принял участие в становлении советской кинокритики. В 1918 году он руководил литературным отделом кинокомпании «Русь» («Межрабпом-Русь»), по его инициативе режиссёром Александром Саниным в 1919 году был снят фильм «Поликушка» по рассказу Льва Толстого. Сценарий к фильму Эфрос написал совместно с Фёдором Оцепом. В фильме дебютировали Варвара Массалитинова и Иван Москвин. Роль Акулины сыграла актриса Вера Пашенная. Фильм стал одной из первых советских картин, получивших мировое признание. Через год, в 1920 году, Эфрос написал сценарий к фильму А. А. Санина «Сорока-воровка» по известной повести А. И. Герцена. В фильме снялась актриса Ольга Гзовская.
Из неосуществлённых идей Николая Ефимовича Эфроса стоит также упомянуть замысел составления «Театральной энциклопедии». Умер он 6 октября 1923 года. В. И. Немирович-Данченко на вечере, посвящённом памяти Эфроса во МХАТе, говорил, что «Художественный театр обязан этому критику в величайшей степени, как обязан крупнейшим из своих деятелей».
Библиография
Оригинальные работы
- «М. Н. Ермолова» (По поводу 25-летия её артистической деятельности). - Издательство «Гроссман и Кнебель», М., 1896 г.;
- «Мария Николаевна Ермолова» (К 50-летию сценической деятельности). (1870-1920). - Москва, Издание государственного московского Малого театра, - 1920 г. 32 с., 2 илл.;
- «Москва. Драматические театры. Ежегодник императорских театров». 1910, вып. 1.
- «Московские театры. Ежегодник императорских театров». 1910, вып. 2. СПБ. Изд-во тип. Императорских театров. 1910 г. 166 стр.;
- «Детство Художественного театра», (Из воспоминаний и бесед). - В кн.: «Московский Художественный театр», 1913, т. 1, с. 3 - 33, ил.
- Владимир Каллаш, Николай Эфрос. - «История русского театра». При ближайшем участии А. А. Бахрушина и Н. А. Попова. Оформл. К. А. Коровина. Том 1. - М.: Книгоиздательство «Объединение», 1914 г. - 435 стр.
- «Театр "Летучая мышь" Н. Ф. Балиева». - Петроград: Журн. «Солнце России», 1918. - 48 с. : ил., портр., фото;
- «Сверчок на печи. Инсценировка рассказа Ч. Диккенса». Студия Московского Художественного театра. - Петербург. - Изд. А. Э. Когана, 1918 г. 86 с., ил.
- «К. С. Станиславский (Опыт характеристики)», Петроград: Художественное издательство «Светозар», 1918 г. - 128 с.: портр.;
- «В. И. Качалов», худож. С. В. Чехонин; худож. ред. А. М. Бродский. – Петербург: «Светозар», 1919 г. – 102 с.: ил.;
- «"Вишнёвый сад". Пьеса А. П. Чехова в постановке МХТ», П., Художественное издательство «Светозар», 1919 г., 96 стр.;
- «"Три сестры". Пьеса А. П. Чехова в постановке МХТ», П., Художественное издательство «Светозар», 1919;
- «М. С. Щепкин», П., Художественное издательство «Светозар», 1920;
- «Пров Садовский», П., Художественное издательство «Светозар», 1920;
- «Александр Николаевич Островский», (Серия «Биографическая библиотека»), П., «Колос», 1922, 112 с.;
- «А. И. Южин. 1882—1922», M., 1922, 105 с.;
- «"На дне". Пьеса А. М. Горького в постановке Московского Художественного театра», М.: Гос. изд.-во. ; Художественное издательство «Светозар», 1923. - 114 с.
- «Горе от ума», П.—М., 1923;
- «Московский Художественный театр. 1898—1923». М.-П., Госиздат, 1924, 452 с., тир. 3000 экз.;
- «"Чайка" А. П. Чехова на сцене МХТ», в кн.: Ежегодник МХТ, 1944, т. 1, М., 1946, Москва, 1946 год. Издательство Музея Художественного Академического Театра СССР им М. Горького. Издательство «Искусство». с. 261-94.
Переводы
- Виктор Гюго, «Анджело», 1899 г.;
- Герхард Гауптман, «Одинокие»;
- Бернард Шоу, «Цезарь и Клеопатра»;
- Анатоль Франс, «Жизнь в цвету», (отрывки). — «Западные сборники». Литература-искусство. Выпуск 1. — М., «Новая Москва», 1923 г.
Тексты
- «Лебединая песнь». Из кн.: Николай Эфрос. «Вишневый сад»: пьеса А.П. Чехова в постановке Московского художественного театра. Петербург. 1919.
- Рецензии постановок чеховских пьес на сайте «Весь А. П. Чехов»