КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Чистяков, Виктор Иванович


имяВиктор Чистяков
имя при рожденииВиктор Иванович Чистяков
дата рождения30.6.1943
место рожденияЛенинград, СССР
дата смерти18.5.1972
место смертиХарьков, СССР
профессияактёр
пародист

Ви́ктор Ива́нович Чистяко́в (30 июня 1943, Ленинград, СССР — 18 мая 1972, Харьков, СССР) — советский актёр и пародист.

Биография

Его и по сей день называют «гением пародии». Рассказывают, что часто исполнение Чистяковым песен тех артистов, которых он пародировал со сцены, превосходило оригинал, а сами артисты иногда не могли отличить свой голос от голоса Виктора Чистякова. Своими выступлениями он заслужил поистине всенародную любовь.

Жизнь Виктора Чистякова оборвалась, когда ему было всего 28 лет. Самолёт, на котором он летел, разбился под Харьковом. Это произошло утром 18 мая 1972 года. В 1993 году к пятидесятилетию Виктора Чистякова вышла книга воспоминаний об артисте, она называлась «Виктор Чистяков — гений пародии». О жизни В. Чистякова также снят документальный фильм «Гений пародии. Недолгая жизнь Виктора Чистякова».



Все видео

Похоронен Виктор Чистяков в Санкт-Петербурге, на Богословском кладбище, участок 39, в конце Канавной дорожки.

Творчество

  • «Концерт по заявкам» — пародия на Л. Утесова, Л. Зыкину, П. Бюль-Бюль оглы, И. Козловского, Э. Пьеху, М. Магомаева и других популярных исполнителей.
  • «Голубые города» — пародии на популярную песню (как, по мнению пародиста, её исполнили бы Иван Козловский, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, а также Мирей Матье и Луи Армстронг).
  • «К юбилею „Ленфильма“» — пародии на Эдиту Пьеху и Людмилу Зыкину.

Кроме того, Виктор Чистяков делал также пародии на Майю Кристалинскую, Анну Герман, Владимира Трошина, Сергея Лемешева и других популярных исполнителей.

Тексты пародий ему писали в разное время актёр Станислав Ландграф, поэты Илья Резник и Юрий Энтин. Вот что вспоминал об этом Юрий Энтин:


«В ту первую встречу сели за стол, разговаривали так, будто мы сто лет знакомы, а потом где-то часов в двенадцать он сообщил, что назавтра утром назначена репетиция концерта, а вечером уже сам концерт, и нам с ним нужно сделать шесть пародий. Я растерялся: „Обожди, ну, допустим, я напишу, но как же ты всё это выучишь?!“ Он ответил: „Ничего учить не придётся! Будет такой ход: как будто пришла телеграмма от Козловского, затем — ещё от кого-то“. И вот всю ночь, до пяти-шести утра, я писал эти пародии, потом мы с ним поехали на утреннюю репетицию, потому что я ещё не всё дописал и нужно было придумывать на месте, кроме того, аккомпаниатор должен был проверить — насколько мои слова хорошо звучат, ложатся на музыку, и дальше, к моему огромному удивлению, Виктор выходил на сцену уверенный в себе, абсолютный победитель, и, совершенно не ошибаясь, пел. Действительно, он заглядывал в текст, но делал это немыслимо органично, как будто читал телеграммы от звезд эстрады, у зрителей и мысли не возникало, что десять минут назад я последние слова дописывал».


Уникальность Чистякова заключалась в его непревзойдённой способности подражать женским голосам (К. Шульженко, М. Кристалинская, Э. Пьеха, М. Матье, А. Герман, но особенно Л. Зыкина). Это недоступно практически ни одному ныне концертирующему пародисту — В. Винокуру, М. Галкину и т. д. Обладая голосом теноровой природы и редкостным музыкальным слухом, Чистяков блестяще копировал певцов-теноров И. Козловского, Н. Сличенко, Бюль-Бюль оглы, однако с успехом воспроизводил и баритоновые голоса Э. Хиля, В. Трошина. Чистяков не учился пению профессионально, однако он пел как мастера бельканто И. Козловский и С. Лемешев. Такой огромный музыкальный дар сочетался с тончайшей актёрской чуткостью и наблюдательностью, с помощью которой Чистяков проникал в самую сущность пародируемого артиста, воспроизводил все нюансы и особенности пародируемого. В результате, по мнению И. Резника, зачастую Чистяков пел лучше чем сам пародируемый, что по идее, невозможно. Большому успеху Виктора способствовала ловкость и подвижность его тела, он легко и вдохновенно танцевал и исполнял различные акробатические трюки, а также остроумные и немного ехидные стихи И. Резника и Ю. Энтина. На два последних года жизни Чистякова приходится его огромная популярность. Достаточно было объявить «Выступает наш гость из Ленинграда…», как зал взрывался овациями. Этот же приём после его смерти использовали и другие артисты. Вот как рассказывает об этом Геннадий Хазанов:

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить