КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Поезд (фильм, 1964)


Последний поединок Лябиша и Вальдхайма, 7 августа

  • Поезд с картинами медленно движется в сторону Германии. На нем отбывают и Вальдхайм, и Геррен — ведь союзники могут появиться в любую минуту. Лябиш решает остановить поезд, подорвав паровоз. Однако, этот вариант предусмотрен полковником. На паровоз согнаны заложники. Поль замечает их в самый последний момент и взрывает путь перед локомотивом. На его поимку брошены солдаты. Это не нравится майору Геррену. Он предлагает расставить охрану вдоль пути, чтобы не подпустить Лябиша на ближайшие 5-6 километров к полотну дороги и обогнать его. После Монмиреля он уже будет позади…
  • Зная, что дорога в этом месте делает большой поворот, огибая холм, Лябиш сокращает путь, идя напрямик. Таким образом ему удаётся выиграть немного времени. С огромным трудом он взбирается на холм, а затем скатывается с него прямо на шоссе, идущее над железной дорогой В комментарии к DVD Джон Франкенхаймер вспоминает, что Берт Ланкастер весь путь вниз скатывался сам, под объективами нескольких камер, установленных на склоне. Открыв будку путевого обходчика, он достает большой путевой ключ и начинает выворачивать рельсовые костыли на каждой шпале…
  • Поезд останавливается. Геррен взбирается на паровоз. Я поеду здесь до Монмиреля, объясняет он полковнику. Поезд вновь начинает движение, но уже со скоростью не более 20 км в час. Но это не помогает. Дойдя до разобранных путей, поезд с полотнами окончательно сходит с рельсов…
  • Вальдхайм пытается конфисковать для своих ящиков грузовики, движущиеся по шоссе с отступающими войсками. Но майор, командующий колонной, отказывается ему подчиниться. Геррену он предлагает погрузить своих людей на машины и сматываться отсюда, пока не нагрянула французская бронетанковая дивизия, стоящая за холмом. Расстреляв заложников, немцы уезжают прочь. Все, кроме Вальдхайма, который не в состоянии оставить картины (он отговорился тем, что подождёт другую колонну грузовиков). Здесь с ним неожиданно сталкивается Лябиш. Полковник с презрением обвиняет Лябиша в том, что он, неуч, ничего не смыслящий в искусстве, заплатил дорогую цену за полотна, которые по праву должны принадлежать ему, Вальдхайму, как представителю высшей расы. Лябиш, потрясенный видом расстрелянных заложников, прошивает полковника автоматной очередью. Затем, прихрамывая на больную ногу, он поднимается на шоссе и медленно направляется в сторону Парижа, удаляясь все дальше и дальше от поезда…

Роз Валлан и её деятельность

Фильм снят по мотивам книги Роз Валлан, сотрудницы парижского музея Жё-де-Пом. Роз Валлан родилась 1 ноября 1898 года в простой семье, недалеко от Гренобля. В 1918 году она заканчивает школу учительниц в Гренобле, но, обладая способностями к рисованию, продолжает образование. Сначала в Лионской национальной школе изящных искусств, а затем и в высшей школе изящных искусств в Париже, где окончательно решает посвятить себя истории искусства. Она изучает старинные фрески в Венеции, а также греческую и средневековую археологию (на базе Коллеж де Франс и Сорбонны) и получает три диплома, которые вместе с сертификатом от Лувра составляют общий диплом по истории искусств и археологии. В 1932 году Роз Валлан на добровольных началах приступает к изучению коллекции Национальной галереи Жё-де-Пом в Тюильри. Она собирается составить полный каталог музея и одновременно работает над организацией пятнадцати выставок коллекции Жё-де-Пом и составлением их каталогов. А также пишет многочисленные статьи в журналах и газетах.

С началом войны Роз Валлан становится хранителем музея Жё-де-Пом, который в период германской оккупации выполняет функцию транзитного пункта для перемещаемых художественных ценностей. В рамках созданного Альфредом Розенбергом «штаба использования» (Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg für die Besetzen Gebiete или ERR) в течение всей войны действовал «Особый штаб для произведений искусства» (Sonderstab Bildende Kunst), в задачу которого входило ограбление музеев, а также частных коллекций, принадлежавших, по большей части, отправленным в лагеря или эмигрировавшим евреям. Все ценности стекались в музей Жё-де-Пом, как на центральный склад. А уже здесь распределялись и отправлялись по соответствующим адресам в Германии. Роз Валлан присутствовала при посещении музея Германом Герингом 3 мая 1941, который пожелал лично отобрать картины и скульптуры для своей коллекции.

Повальные обыски и аресты начались с того самого момента, когда на месте аварии колчаковского поезда белогвардейцы нашли флажок с надписью «Армия трясогузки»...

Все видео

После прибытия в музей самых первых вывезенных из Европы ценностей, Роз Валлан начала тайно регистрировать максимально возможное количество произведений искусства, отправляющихся в Германию. В течение четырех лет она тщательно записывала, откуда они пришли, к какому нацистскому бонзе направляются, когда именно и каким транспортом. Валлан заполняла сотни карточек, получая сведения из различных документов (она свободно владела немецким языком) или из разговоров немецких офицеров и чиновников. Всю полученную информацию она, рискуя жизнью, передавала в Сопротивление с тем, чтобы ни в коем случае не были взорваны транспорты, в которых находились произведения искусства. За четыре года Роз Валлан собрала и передала сведения о более, чем 20 тысячах художественных ценностей. С осени 1944 она информирует также и союзников с целью недопущения бомбардировок тех объектов, где, по её сведениям, хранятся украденные ценности. Одним из тех, кто сотрудничал с Роз Валлан, был лейтенант американской армии Джеймс Роример, будущий директор музея Метрополитен, рассказавший об ней в своей книге Survival (1950). Данные, собранные Роз Валлан, помогли впоследствии найти и вернуть большое число произведений искусства.

После войны Роз Валлан работает в Комиссии по реституции художественных ценностей. Она отправляется в Германию в звании капитана 1-й французской армии. Здесь Роз Валлан выступает свидетелем на Нюрнбергском процессе, принимает участие в возвращении произведений искусства, а также помогает в восстановлении немецких музеев. В 1961 году она поведала о драматических событиях военных лет в своей книге «Фронт искусства: защита французских коллекций, 1939—1945» (Le front de l’art: défense des collections françaises, 1939—1945), послужившей основой для фильма Поезд, снятого в 1964 году Джоном Франкенхаймером. Роз Валлан является прототипом одного из персонажей фильма — хранительницы музея Жё-де-Пом мадемуазель Виллар.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить