МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Кантеле (ансамбль)


Вскоре после Недели зародилась мысль создать в «Кантеле» народную вокальную группу. Осуществить это поручили Софье Оськиной, знатоку и пропагандисту народного песенного творчества. Человек увлеченный, Софья Павловна сама разыскивала по карельским деревням настоящих народных певуний, коренных носительниц языка — и пополняла ими состав вокальной группы. «Айно» быстро завоевала популярность, и музыкальная палитра «Кантеле» заиграла неожиданно новыми, яркими красками. Само появление этого коллектива явилось вызовом устоявшейся традиции: в одном ансамбле две разные по жанровой принадлежности хоровые группы — хор и «Айно» — это уже что-то новое, отличное от других известных коллективов. В отличие от «Айно», состоявшей из 6-8 девушек, хор (или хоровая капелла) насчитывал 25-30 человек.

1960—1970 годы После Победы

Обрести свое творческое лицо, найти присущие только «Кантеле» неповторимые исполнительские краски, открыть новые пути развития было призвано новое руководство — назначенный в 1959 году художественным руководителем ансамбля Семен Карп (до того работавший в ансамбле хормейстером и дирижёром) и дирижёр Лев Косинский. Результатом творческого осмысления опыта предыдущих лет и внутренней реконструкции ансамбля явился ряд изменений во всех сферах деятельности ансамбля. Эпоха перемен, новых преобразовательных веяний вошла в историю ансамбля как «Эпоха Карпа».



Все видео

Лев Косинский сумел создать оркестр национальных инструментов, отвечающий самым высоким требованиям. Голос кантеле зазвучал с большей выразительностью и внутренней силой. На это тут же откликнулась пресса: «Оркестр звучит гораздо убедительней, появились уверенность, яркость, оптимизм в исполнении. Да и репертуар оркестра стал более интересным, содержательным».

Традиции Семена Карпа продолжил Борис Костантиновский, работавший в «Кантеле» художественным руководителем с 1971 по 1976 год.

Хор «Кантеле» — первый профессиональный хор в Карелии — начал свое существование в 1942 году в военном Беломорске. Много раз слушатели, критики и пресса отмечали его профессионализм и уникальную особенность: Академический хор — в народном коллективе… Диапазон жанров и стилей у хора был необычайно широк: от пения академического до народного и эстрадного, от сольных номеров и дуэтов до больших общих полотен, от a cappella’ных пьес до целых программ… С начала 1960-х хор «Кантеле», камерный по своему составу (около 30 человек), стал именоваться "Хоровой капеллой ансамбля «Кантеле» Большую роль в вокальном воспитании молодых артистов сыграл прекрасный педагог — Леонид Федосеевич Привалов. Успеху способствовали также и другие замечательные педагоги, немало сделавшие для развития хора. В первые послевоенные годы с хором работал Григорий Сергеевич Максимов, благодаря которому хор уже через 2 месяца сделал целую программу a cappella. Телевидение в Останкино снимало хор «Кантеле» для коллекции фонда «Золотые голоса России».

Небывалый размах и распространение получает в 1960-е годы эстрадное искусство в самых разных его проявлениях. Главная характерная особенность этого периода — в составе «Кантеле» появляется несколько самостоятельных художественных коллективов, работающих в самых разных исполнительских жанрах.

«Старые холостяки»

Присмотревшись к вокальным выступлениям артистов петрозаводского Финского драматического театра и «заразившись» ими, в «Кантеле» решили создать группу, исполняющую (точнее — разыгрывавшую) финские народные песни. Для исполнения требовалось, казалось, немногое: артисты и репертуар. Здесь по-новому раскрылся талант Ройне Раутио, ставшего организатором и первым руководителем новорожденного коллектива, определившегося в своем жанре как «вокально-игровой финский ансамбль». Начало положили энтузиасты: Максим Гаврилов, Эрик Раутио, Петр Титов, Энсио Венто, Леонид Каргулев — певцы, музыканты, разносторонне одаренные люди. Они были исполнителями, авторами и соавторами.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить