МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Кантеле (ансамбль)


«Нечетное число»

В это же время в концертах ансамбля «Кантеле» дебютирует ещё один оригинальный коллектив — русское шуточное трио «Нечетное число». Его репертуар сложился из старинных и современных шуточных песен, частушек, куплетов, страданий.

«Лейво»



Все видео

Настоящей находкой, творческой удачей было создание эстрадного квартета «Лейво» (Жаворонок). Три месяца репетиционной работы — и успех в зарубежной поездке! Всего одна программа — и полное признание. Квартетом заинтересовались Московское и Карельское радио, телевидение, кинохроника; его выступления включаются в торжественные праздничные концерты… Успех Ирины Житковой, Лидии Егоровой, Лидии Скачковой и Василия Аксентьева — успех и гордость самого ансамбля. В исполнении квартета звучали финские песни, аранжированные в современной манере, без инструментального сопровождения. Много труда в создание этого коллектива вложили композитор Алла Лиханова и консультанты финского языка, артистки ансамбля — Виено Хямяляйнен и Тююне Пулккинен.

«Айно»

Ещё раньше, в 1965 году, сменился руководитель в группе «Айно»: в «Кантеле» пришла Клара Стасюк. На посту хормейстера она сумела сберечь исполнительские традиции, заложенные создателем и бывшим руководителем «Айно» Софьей Павловной Оськиной. В 1970-х в «Айно» приходят новые певицы, проработавшие много лет и впоследствии составившие славу «Кантеле». Одна из них — Надежда Выдрина, пришедшая в 1970 году. Карелка по национальности, она обладала уникальным голосом — характерным, всегда узнаваемым.

1970—1980 годы Назад к истокам

Репертуар концертных программ «Кантеле» формировался в соответствии с веяниями времени и социально-культурными переменами в стране. Но всегда главной задачей было сохранение богатейшего культурного наследия карельского народа. Какое бы название ни имела программа, в основе репертуара всегда были обработки вепсских, ингерманландских, карельских, русских, финских народных песен и танцев, авторская музыка, инструментальные пьесы профессиональных и самодеятельных композиторов Карелии и России, аранжировки вокальных и инструментальных произведений русской и западноевропейской классики.

Виолетта Мальми, дочь и последовательница Xельми Мальми, внесла свой значительный вклад в танцевальную коллекцию «Кантеле».Приверженец идеи «чистого фольклора», она ориентировалась в своих постановках на самобытность народной культуры, считая, что её самодостаточность не нуждается в переработке. Её танцы «Заонежская шестера», «Ланцы», «Кеккер», «Пастушьи заклинания» интересны, самобытны и оригинальны, в них выявляются глубинные истоки фольклорных традиций.

В это время «Кантеле» выпускает новую программу «Руны Калевалы». Она состояла из двух частей: I часть посвящалась 150-летию карело-финского эпоса «Калевала» («Руны Калевалы»); II часть — 40-летию Победы в Великой Отечественной войне («Новое Сампо»). Программа «Руны Калевалы» вызвала резонанс среди самых разных слоев публики, прессы, новой волной оживив интерес к ансамблю. Восторженный прием ждал «Руны Калевалы» в Финляндии. С этой программой ансамбль «Кантеле» стал участником II Всероссийского смотра ансамблей песни и танца, заключительный показ которого проходил в Москве в Концертном зале им. П. И. Чайковского в 1986 году.

В 1986 году «Кантеле» удостоился высокой награды — Ордена «Знак Почёта».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить