МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Кантеле (ансамбль)


1980—1990 годы Перестройка

Вячеслав Сеидов пришёл в «Кантеле» в январе 1987-го, в те первые перестроечные годы, когда ещё никто и не предполагал, куда заведет он, этот завладевший всеми, знобящий дух перемен. Пришёл и остался — до нового века, до нового тысячелетья…

Сегодня на вопрос: "Как же удалось сохранить ансамбль?" – В.И.Сеидов отвечает: "Выжили за счет того, что постарались сделать перестройку внутри ансамбля, пристроившись к потребностям дня. В эти годы, несмотря на все экономические и прочие трудности, стала возникать новая волна интереса к народной культуре, к исконным нашим корням... Просто прошедшая перестройка в обществе совпала с перестройкой внутри ансамбля". Форма ансамблей "песни и танца", возникшая в 30-е годы и сохранившаяся до 80-х, уже стала устаревать. А время диктовало свои, порой жестокие, законы. Нужны были коренные перемены, и они не заставили себя ждать. Отказались от музыки советских композиторов и почти – от авторской. Сложился репертуар из произведений народной музыки, обработанной в самых различных стилях. Ярко, красочно; на каждый номер – новые костюмы. Произошла реконструкция и в рядах самого коллектива. Было поставлено несколько приоритетных задач: сделать ансамбль – ансамблем; создать совместные номера, в которых бы участвовали все артисты и коллективы ансамбля. Преобразовать оркестр: сделать его более подвижным, мобильным. Отказаться от дирижирования на сцене (до сих пор оркестром на сцене управлял дирижёр) – учить партитуры наизусть. Оркестр расширили и дополнили новыми инструментами – скрипками, альтом, аккордеонами, флейтой, кларнетом. Из этого состава в дальнейшем и образовался вариант так называемого "финского инструментального ансамбля", отличительной способностью которого было легкое и органичное передвижение по сцене, артистичное исполнение собственных номеров и аккомпанемент. Газеты запестрели заголовками: "Кантеле умирает", "Скрипки забьют кантеле"... Но "Кантеле" хоронили уже не раз.



Все видео

Придя на работу в «Кантеле», Вячеслав Сергеевич начал, как и большинство руководителей, с обновления руководящего состава ансамбля. На должность художественного руководителя был приглашен Генрих Туровский, хорошо знающий народную культуру, и именно ему во многом обязан изменившийся имидж ансамбля. Новые идеи привнес сменивший Г.Туровского на посту художественного руководителя «Кантеле» Сергей Стангрит.

К началу 90-х был сформирован в новом виде оркестр. Его дополнили и народными инструментами: 5-струнные кантеле, йоухикко, вирсиканнель, народные флейты, мянкюри, — чтобы их звучание как можно больше пронизывало программу насквозь.

Со временем пришлось сделать вывод, что в новую — живую, гибкую — программу ансамбля не вписывается хор. Статичный на сцене, он занимал много места. Была проблема и с кадрами-мужчинами. В ансамбле вместе с хором — 60 артистов, даже выехать куда-то всем коллективом было проблематично. В 90-е годы принято решение — хор расформировать.

В конце уходящего века художественными руководителями «Кантеле» были недолгое время Вячеслав Кошелев, Геннадий Миронов. Это время, несмотря на репертуарную насыщенность, не отразилось в названии программ. Вячеслав Сеидов считает, что если уж говорить о названии, что можно было бы назвать все это «Народным праздником». Была цель — создать большой разнообразный репертуар из множества разножанровых концертных номеров, которые в дальнейшем постепенно сложились бы в яркие красочные программы. В 2000 году с подобной программой «Кантеле» участвовал в Днях Карелии в Москве, где всем составом выступил в концертном зале «Россия». В том же году оказались в Минске, приняв участие в Днях литературы и искусства в Белоруссии, где «Кантеле» дал сольный концерт в двух отделениях.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить